Внеклассная работа по биологии

    ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ
 Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.
    В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.
    Внеклассная работа по биологии дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории с практикой, связь биологии с жизнью. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.
    Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.
    Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.
Учителю биологии внеклассная работа помогает решать ряд важных задач:

— воспитание коммуникативной культуры школьников,

— формирование творческой, познавательной самостоятельности,

— выявление и поддержание одаренности у детей,

— развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).

К важнейшим принципам, по которым строится внеклассная работа, можно отнести:

— добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;

— единство учебной и внеурочной работы (способствовать выполнению обязательных учебных заданий);

— охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;

— опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств личности;

— формирование личности в деятельности;

— общественно полезная направленность с участием родителей;

— профильная направленность в школе;

— равноправное участие школьников в организованной деятельности, их заинтересованность.

   Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.

   Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия. Новое структурирование программ и учебников, концентрический принцип их построения, где за основу взяты общие закономерности организации и развития живой природы, возникновение и развитие жизни на Земле, уровни организации живых систем — все это ведет к психолого-методологической модернизации классно-урочной системы обучения. На уроках все чаще применяют конференции, устные журналы, викторины, игры, подготовку к олимпиадам. В последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком. Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.


Формы и виды внеклассной работы по биологии

Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам:

с учетом количества участников:

— индивидуальные, 

— групповые, 

— массовые виды внеклассных занятий; 

по реализации занятий во временных рамках:

— эпизодические, 

— постоянно действующие; 

по содержанию:

— по ботанике, 

— по зоологии, 

— по анатомии, физиологии и гигиене, 

— по общей биологии,

— общего плана.

по видам деятельности:

— познавательная (экскурсия);

— преобразовательная (работа в саду);

— общение свободное (бал);

— ценностно-ориентационная (час этикета);

— художественная (спектакль).


Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:
·         интереса, творческих способностей и инициативы школьников;
·         наблюдательности и самостоятельности и принятии решений;
·         более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков;
·         умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы;
·         осознанию в углубление знаний о природе, полученных на уроке, что позволяет превратить их в стойкие убеждения;
·         понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения;

·         ответственного отношения к природе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий