ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ
Внеклассная работа позволяет
учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их
в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.
В процессе внеклассной работы,
выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и
животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает
на них большое воспитывающее влияние.
Внеклассная работа по биологии
дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории
с практикой, связь биологии с жизнью. Она приобщает школьников к различному
посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за
растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для
подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь,
воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить
начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.
Если внеклассная работа связана с
изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также
муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок,
выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании
научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному
чтению.
Большое значение внеклассной
работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого
времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время
посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию
растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.
Учителю биологии внеклассная работа помогает
решать ряд важных задач:
— воспитание коммуникативной культуры школьников,
— формирование творческой, познавательной самостоятельности,
— выявление и поддержание одаренности у детей,
— развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).
К важнейшим принципам, по которым строится внеклассная работа, можно отнести:
— добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;
— единство учебной и внеурочной работы (способствовать выполнению обязательных учебных заданий);
— охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;
— опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств личности;
— формирование личности в деятельности;
— общественно полезная направленность с участием родителей;
— профильная направленность в школе;
— равноправное участие школьников в организованной деятельности, их заинтересованность.
Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия. Новое структурирование программ и учебников, концентрический принцип их построения, где за основу взяты общие закономерности организации и развития живой природы, возникновение и развитие жизни на Земле, уровни организации живых систем — все это ведет к психолого-методологической модернизации классно-урочной системы обучения. На уроках все чаще применяют конференции, устные журналы, викторины, игры, подготовку к олимпиадам. В последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком. Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.
Формы и виды внеклассной работы по биологии
Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам:
с учетом количества участников:
— индивидуальные,
— групповые,
— массовые виды внеклассных занятий;
по реализации занятий во временных рамках:
— эпизодические,
— постоянно действующие;
по содержанию:
— по ботанике,
— по зоологии,
— по анатомии, физиологии и гигиене,
— по общей биологии,
— общего плана.
по видам деятельности:
— познавательная (экскурсия);
— преобразовательная (работа в саду);
— общение свободное (бал);
— ценностно-ориентационная (час этикета);
— художественная (спектакль).
Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:
— воспитание коммуникативной культуры школьников,
— формирование творческой, познавательной самостоятельности,
— выявление и поддержание одаренности у детей,
— развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).
К важнейшим принципам, по которым строится внеклассная работа, можно отнести:
— добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;
— единство учебной и внеурочной работы (способствовать выполнению обязательных учебных заданий);
— охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;
— опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств личности;
— формирование личности в деятельности;
— общественно полезная направленность с участием родителей;
— профильная направленность в школе;
— равноправное участие школьников в организованной деятельности, их заинтересованность.
Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия. Новое структурирование программ и учебников, концентрический принцип их построения, где за основу взяты общие закономерности организации и развития живой природы, возникновение и развитие жизни на Земле, уровни организации живых систем — все это ведет к психолого-методологической модернизации классно-урочной системы обучения. На уроках все чаще применяют конференции, устные журналы, викторины, игры, подготовку к олимпиадам. В последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком. Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.
Формы и виды внеклассной работы по биологии
Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам:
с учетом количества участников:
— индивидуальные,
— групповые,
— массовые виды внеклассных занятий;
по реализации занятий во временных рамках:
— эпизодические,
— постоянно действующие;
по содержанию:
— по ботанике,
— по зоологии,
— по анатомии, физиологии и гигиене,
— по общей биологии,
— общего плана.
по видам деятельности:
— познавательная (экскурсия);
— преобразовательная (работа в саду);
— общение свободное (бал);
— ценностно-ориентационная (час этикета);
— художественная (спектакль).
Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:
·
интереса, творческих способностей и инициативы школьников;
·
наблюдательности и самостоятельности и принятии решений;
·
более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков;
·
умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы;
·
осознанию в углубление знаний о природе, полученных на уроке, что позволяет
превратить их в стойкие убеждения;
·
понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует
формированию целостного мировоззрения;
·
ответственного отношения к природе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий